8 (800) 324-23-23 с 9 до 18 по Мск

Как уберечься от мошенников?

16.06.2021

Мошенники этой весной стали активнее, по данным Почта Банк, Открытие, ВТБ и Райффайзен. Тренд в области краж по-прежнему составляет социнженерия, или если проще – телефонные звонки от сотрудников из правоохранительных служб.

Социальную инженерию с марта по май 2021 года зафиксировал Почта банк. Новых клиентов банка вводили в заблуждение и обманули на деньги. В банк за этот период поступило 29 жалоб от клиентов, а общая сумма всех мошеннических действий составила 9 млн. рублей. Ранее подобных случаев не отмечалось, а если и были, то не более 5 в месяц. Все случаи помогла выявить банковская антифрод-система – карты сразу же блокировались, а клиенты получали предупреждение. Тем не менее, мошенникам удавалось заговорить своих жертв так, что те переводили им средства во время звонка.

Весна 2021 года стали распространенными кражи и в ВТБ – был зафиксирован двукратный рост числа попыток хищений. 90% из всех инцидентов составили схемы с приемами социальной инженерии.

Классическая схема мошенничества «звонок из службы безопасности» была довольно популярной и для клиентов Райффайзенбанка, но размер похищенных средств при этом не увеличился. В банке «Открытие» такую тенденцию начали называть сезонной, поскольку активные попытки краж наблюдаются только во втором и третьем квартале.

В Банке России напомнили о правилах защиты от злоумышленников: не нужно сообщать данные своей банковской карты малознакомым людям, оформлять ненужные кредиты по их просьбе или переводить им деньги. Это нужно делать даже в тех случаях, когда на том конце провода представляются сотрудниками правоохранительных органов или банковских организаций.

Схемы, по которым работают злоумышленники

Обычно мошенники звонят своим жертвам, и представляются сотрудниками Федеральной службы безопасности, Центрального банка или полиции. Они принуждают оформить кредит или стать клиентами банка, снять средства в банкомате и перевести их на личный счет через банкоматы других банков.

В МКБ подобный сценарий развертывался осенью 2021 года, а самый пик пришелся на февраль уже этого года. Сотрудники банка объясняют всплеск тем, что у мошенников появилась крупная база данных предприятий, торгующих через интернет.

Клиентам ВТБ чаще всего звонят от имени банка и просят срочно остановить платеж, закрыть кредит или сменить номер для входа в личный кабинет. Они также могут проводить опросы по качеству продуктов банка, за прохождение которых клиентам предлагаются денежные средства. В этом случае, мошенникам важно получить одноразовый код для входа в онлайн-банк или номер карты.

Мошенники после общения с клиентами говорят тем, что им могут позвонить банковские сотрудники для проверки операции, но на самом деле это будут злоумышленники. Поэтому представителям банков бывает очень сложно переубедить жертв и остановить кражу, и им не остается ничего другого, как одобрить операцию.

Популярность мошенничества растет

Дочернее предприятие Сбербанка – BI.ZONE – зафиксировало увеличение количества мошеннических звонков от имени банковских сотрудников на апрель 2021 года, их оказалось более 174 тысяч.

«Лаборатория Касперского» установила рост звонков от вымогателей с 5,6% до 6,3%, по сравнению с прошлым годом.

Мошенники за прошлый год нелегально осуществили 773 тыс. транзакций на общую сумму в 9,7 млрд. руб. Сейчас эти показатели увеличились – на 34 и 52% соответственно.